Икона есть не изображение видимого, а откровение сокровенного. Икона—это видимый знак славы невидимого Бога. Прп.Иоанн Дамаскин |
Как пишутся иконы |
Доска. Начинается написание иконы с подготовки доски. Для изготовления доски используется древесина самых разных пород. Но древесина сосны - сучковатая, ели – смолистая, а дуба – хрупкая. Поэтому чаще всего доска делается из липы - она мягкая и пластичная, очень удобная для работы.
|
Доска состоит из нескольких делянок, собранных таким образом, чтобы со временем она изгибалась наружу. С задней стороны доска скреплена шпонками. Шпонки должны плотно входить в основу, но их ни в коем случае нельзя приклеивать! Иначе через некоторое время шпонки непременно разорвут икону. Ковчег. В середине доски вырезается углубление - ковчег. Ковчег символизирует Ковчег Завета, т.е. самое святое место, где может быть показано Сокровенное – Царство Небесное. Икона с ковчегом похожа на окно. Это и есть окно в Божественный мир. |
Левкас. Но перед тем как писать на доске икону, нужно наложить специальный грунт—левкас. Он изготовлен из клея и мела. Также для пластификации добавляется олифа или мед. Левкас наносится на специально приклеенную к доске ткань: паволоку. Ткань должна быть холщевая или льняная, но ни в коем случае не синтетическая. |
Накладывается левкас шпателем. Слои левкаса делаются тонкие, и каждый слой хорошо просушивается. Всего наносится 10-14 слоев. Когда нанесено достаточное количество слоев левкаса, доску нужно зачистить наждачной бумагой до максимально ровной и гладкой поверхности, чтобы можно было писать. |
Рисунок. Итак, доска готова и отшлифована. Теперь можно приступать собственно к написанию иконы. Вначале на доску наносится рисунок и делается графья. Графья - тонко процарапанная линия, повторяющая рисунок. Она делается для того, чтобы при письме можно было прочитать рисунок сквозь нанесенные слои краски. |
Резьба и тиснение. На дорогих, праздничных иконах под позолоту может наноситься рисунок, который графится на левкасе (резьба под позолоту). Иногда поверх золота специальными инструментами наносится тиснение. Процесс этот сложный и кропотливый, требующий внимания и усидчивости. |
Золочение. После нанесения рисунка необходимые участки иконы готовятся под позолоту. Для этого сначала выравнивается поверхность иконы. Левкас должен быть зачищен даже от мельчайших царапин. Затем наносится «полимент» - специальный состав из красной глины (болюса), клея, воска и жира. Каждый слой полимента (а всего их обычно 5-6) тщательно |
Теперь можно наносить сусальное золото. Оно продается в книжечках, чаще всего 8х8 см, по 20-25 листов. Наносится оно специальной широкой кистью с длинными волосками – «лапкой». Сначала лист золота кладется на бархатную подушечку или ватман и разрезается на необходимые куски. Тыльную сторону своей левой руки позолотчик смазывает кремом и, когда крем впитается, взяв «лапку» в правую руку, легко проводит по ней. Так на кисти оказываются микроскопические жирные частицы, которые будут удерживать кусочек золота при переносе его с подушечки на место для позолоты. После этого золото аккуратно выравнивается и полируется. |
полируется. |
Краски. Итак, когда сделан рисунок и выполнена позолота, можно переходить к работе красками. Но краски у иконописца – не обычные. Их нужно готовить самим. Состоит краска из двух компонентов: пигмента (перетертые в мельчайший порошок природные минералы) и яичного желтка (эмульсии).
|
Чтобы приготовить эмульсию, яичный желток отделяют от пленочки и смешивается с водой с добавлением 3-5 капель пищевого уксуса. Для приготовления краски каждый пигмент тщательно растирается с яичной эмульсией. Это делают на стекле специальным приспособлением - «курантом». Для получения нужного качества каждая краска растирается от 10 до 40 минут. |
Нанесение краски. Ну вот, краски готовы, теперь можно приступать к работе. Но и здесь есть свои секреты! Краска на фоне иконы должна лежать легко, прозрачно – так, чтобы все иконописное пространство «дышало» - ведь это не покрашенный забор, а Божественное пространство, окно в Горний, высший мир. На древних иконах, которые писали выдающиеся иконописцы, удивительно легкая, воздушная, неземная игра цвета. |
Так и сейчас, если рассматривать современную икону - всегда виден уровень мастера. На дешевых типографских иконках или быстро написанных по трафарету работах – равномерно закрашенное тяжелое пространство. А чтобы положить краску легко - нужно мастерство и терпение. Для этого готовая сметанообразная краска разводится водой до жидкости и наносится на икону тонкими полупрозрачными слоями. Особенно тщательно прописывается «личное» - лики и другие открытые участки тела. Иногда, чтобы достичь нужной плотности и оттенка, необходимо нанести до 200 и более слоев краски! |
Надпись и «опушь». После личного остается подписать икону и сделать «опушь» - специальную рамку по краю иконы, как бы отделяющую духовный мир, явленный нам в иконе, от нашего, земного. |
Завершение! Последний этап - покрытие иконы защитным слоем. Для этого в старину и сейчас чаще всего используют олифу. Слой олифы усиливает звучание красок, защищает икону от царапин, повреждений и перепадов температуры. В небольшом количестве олифа выливается прямо на икону и затем рукой аккуратно растирается по всей поверхности. Когда она немного впитается, убираются излишки и икона «фикается» (название от характерного звука «фик»), т.е. рукой выравнивается тонкий слой олифы и убираются возможные соринки. Итак, икона готова! Осталось освятить ее в храме—и можно помещать в домашний иконостас! |
Ассист. Ассистом называют золотистые лучики на одеждах и некоторых других элементах изображения. Символизируют они присутствие нетварного Божественного света и выполняются сусальным золотом. Однако здесь сусальное золото наносится не так, как при золочении фона и нимбов. Тонкие линии будущего света аккуратно прорисовывают пивным суслом, которое получается при вываривании пива. А затем, когда сусло высыхает, при помощи хлебного мякиша наносится сусальное золото. |
Личная страничка иконописца Серафимы Михайлюк |
Техника иконописания сложна и своеобразна. Последовательность процесса написания иконы выработана вековой практикой древних иконописцев. Однако, впоследствии многие технические приемы и способы иконописания были позабыты, иконы стали писаться живописно, как картины. В современное же время, при расцвете технологий, есть соблазн замены некоторых традиционных технологических процессов современными и натуральных пигментов и минералов искусственными химикатами. По этому пути идут некоторые иконописцы и иконописные мастерские, поскольку краски «из тюбика» дешевле натуральных минералов, их использование убыстряет процесс письма, удешевляет икону. Однако, такая подмена негативно сказывается как на художественном достоинстве иконы, так и на том, как икона выполняет свою главную функцию—являет нам образ мира духовного, неземного. И в настоящее время для написания икон возможно использовать те же натуральные материалы, какие использовались еще шесть веков назад преподобным Андреем Рублевым, Дионисием и многими другими выдающимися иконописцами. . |